пятница, 10 июня 2016 г.

Внеклассное чтение. Мюриэль Барбери. Элегантность ёжика


Сюжет.  Девочка-подросток из богатой семьи, умная и образованная не по годам, пожилая консьержка, изучающая философские труды, обожающая Льва Толстого и слушающая Моцарта, богатый японец, поселившийся на склоне лет в шикарной парижской квартире...

Крайне любопытная книга. Повествование ведётся от лица двух главных героинь, девочки и консьержки, в виде записей дневника. Моя первая ассоциация после прочтения - бокал дорогого красного сухого вина. Да простят меня те, кто действительно разбирается в вине, я опишу свои эмоции в тех редких случаях, когда мне доводится употреблять этот напиток. Первая мысль - ээээээ, только бы не скривиться от этой гадости, но потом, когда ты начинаешь чувствовать послевкусие...Это множество ягодных ноток, которые сменяют друг друга, и ты ещё долго смакуешь этот глоток... Вот с этой книгой то же самое. Примерно до середины я читала несколько дней, периодически то засыпая, то вздрагивая от количества умных слов и умных имён на абзац, а потом наступило то самое послевкусие - и вторая половина была дочитала за вечер.

Книга без особой завязки в сюжете - как будто тебе позволили заглянуть в чужое окошко где-то в начале жизни (девочка-подросток) и на закате (консьержка) и позволили какое-то время прожить эти жизни, которые в какой-то момент пересеклись...

Очень тонкая книга, с лёгким французским ароматом (вот японского оттенка, как многие писали в отзывах, я не прочувствовала), которая не будоражит, но цепляет. Я бы назвала эту книгу "вещью в себе", а не бегу к финалу и развязке... Книга про классовые предубеждения, про поиск себя и близких себе по духу людей... Многие называют финал очень грустно неожиданным. А мне показался он если не логичным, то жизненным... 

Отзывы о книги кардинально противоположные. Я отношу себя к тем, кому повезло прочувствовать сюжет. Не имею привычки реветь над книгами, но в какой-то момент поняла, что эта книга смогла задеть какие-то внутренние струнки в душе.

Это не женский роман с хэппи-эндом, не книжка на вечер для отдыха мозга.

Простая невычурная красота. Для тех, кто соскучился по глубине и смыслу.

Я вышла из этой книги с очень светлыми эмоциями, вопреки обескураживающему финалу. Возможно, благодаря тому, что смогла найти вместе с героинями ответ на вопрос, который красной нитью шёл через сюжет.

...Искать частицы "всегда" в "никогда"...

Всегда Ваша Ира.

P.S. Это произведение экранизировано, но я фильм не смотрела и не планирую. 
У меня книга издательства "Азбука-Классика" в мягкой обложке: качество, обычное для книг этой серии; напечатанный текст лучше минимально трогать руками, т. к. он легко размазывается.



2 комментария:

  1. Оооо, одна из моих любимых книг!!! И ощущения от прочтения у меня примерно такие же как у тебя и тоже понравился конец, действительно правильный что ли, именно такой какой и должен был быть.
    Вот бывает иногда так, книга далеко не легкая и заканчивается далеко не хеппи эндом, а на душе после прочтения появляется такая легкость и как-то так хорошо становится...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Надя, да согласна: в конце именно легкость остаётся...

      Удалить